06.10.2023 г. в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» на базе ЦНППМ педагогом по повышению профессионального мастерства Гадиевой З.И. проведен семинар-практикум «Социально-педагогическая деятельность в условиях ОО (психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями и недоразвитием)» с педагогами – психологами образовательных организаций Республики Ингушетия.
Целью проведения семинара: рассмотрение вопросов обеспечения необходимых условий для социализации и интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы посредством взаимодействия педагога – психолога с участниками образовательного процесса в рамках службы ППМС – сопровождения.
Задачи семинара:
- изучить имеющий опыт работы по проблеме по разработке программы;
- составить алгоритм взаимодействия педагога – психолога с образовательных отношений в рамках ППМС, а также развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития школьников;
- комплексно выявить, проанализировать проблему и причины нарушений у ребенка с ОВЗ, оценить его уровень актуального развития, адаптационных и ресурсных возможностей и составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка для его реализации всеми специалистами сопровождения;
- оценить динамику развития ребенка с ОВЗ специалистами ППМС-сопровождения, эффективность проведенных мероприятий;
- обобщить, систематизировать и представить полученные результаты.
Для педагогов – психологов были даны рекомендации для педагогов классов ЗПР (задержка психологического развития) по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся:
- давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика;
- учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность (период врабатывания);
- изменять тактику руководства деятельностью ребенка в связи с динамическими изменениями в процессе деятельности (при утомлении, пресыщении);
- давать на определенный отрезок времени лишь одно задание; если ученику предстоит выполнить большое задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку);
- использовать групповые методы работы на уроке, когда каждый ребенок выполняет определенную посильную часть задания, ведущую к достижению общего результата;
- устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением;
- использовать в процессе обучения игровые приемы, элементы соревнования, дидактические игры;
- создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны;
- поддерживать и поощрять любые проявления ребенком инициативы и самостоятельности;
- избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику;
- ввести знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
- ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов в классе (картин, стендов и т. п.);
- по возможности придерживаться постоянного расписания занятий, т. к. дети с ЗПР отличаются забывчивостью;
- направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например, попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т. п.);
- совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения.
#ШколаМинпросвещенияРоссии