22.11.2023 г. на базе ГБОУ «Центр образования г. Магас» состоялся круглый стол «Интегрированный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях ФГОС ООО» с учителями географии образовательных организаций Республики Ингушетия.
Были затронуты самые актуальные вопросы и проблемы интеграции и самых основных компетенции в формировании мировоззрения у учащихся в обучении и географического образования в России.
Педагог ЦНППМ Мержуева М.Ю. подчеркнула, что необходимо ясно определить место географии при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях ФГОС ООО в базисном учебном плане. И только тогда можно решать вопрос об интеграции и профильном обучении географии. Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология вторгается в образовательный процесс и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Интеграция — это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Мержуева М.Ю. отметила, что под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему преимущества интегрированных уроков:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.
- интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
География. отметила она, должна присутствовать во всех профилях. Ведь именно наш предмет дает ребенку наиболее общие представления о мире — настолько, насколько обобщенные представления могут усваиваться в этом возрасте. География и есть философия в рамках школы.
Мадина Юнусовна высказала свою точку зрения о создании программы по обеспечению методической базы, пособий, опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход .
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Учителя приняли активное участие в дискуссии и выражали свое мнение о важности внедрения программ по наиболее проблемным позициям дисциплины.
В завершении своего выступления, Мержуева М.Ю. сказала, что важным представляется организовать на базе педагогических вузов профессиональную подготовку специалистов (учителей, педагогов), а также магистров образования с целью обеспечения профильной школы высококвалифицированными кадрами. Следует в рамках подготовки по специальностям и направлениям педагогического образования ввести необходимые специализации и магистерские программы с учетом потребностей профильной школы.