« Формирования функциональной  грамотности»

 

«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ    ГРОМОТНОСТЬ»

 

Актуальность

В связи с поставленной перед современной школой целью формирования функциональной грамотности, в первую очередь таких ее аспектов как грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотность, необходимо обеспечить возможность их целенаправленного формирования в условиях преподавания различных дисциплин.

Формирование грамотности чтения  одна из актуальных задач школьного образования. Под компетентностью (грамотностью) чтения в исследовании PISA понимается способность понимать тексты различного рода в их высказываниях, намерениях и формальной структуре, приводить их в связь в более широким жизненным контекстом, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность (или компетентность) чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной.

Анализ задания, выполненных на концептуальных основаниях исследования PISA, позволит  выделить у учащихся «дефициты», связанные с работой с текстами:

  • неумение самостоятельно работать с различными видами информации;
  • неумение сформулировать проблему;
  • затруднения с кратким и последовательным изложением собственных мыслей;
  • несформированность различных типов чтения;
  • отсутствие опыта и навыка работы с текстами разных типов: бытовых, научно-популярных, публицистических.

Изменился сегодня и репертуар детской литературы. Наиболее востребованными являются приключения, фантастика, юмор, ужастики, детские детективы, комиксы. Также дети предпочитают читать книги о путешествиях, спорте, компьютерах, сверстниках, сказки. Подростки читают литературу о профессиях, технике, о войне, космосе и др. Но поэзию и классику предпочитают лишь некоторые. Результаты социологических исследований детского чтения говорят о том, что наблюдается тенденция к уменьшению чтения детьми книг по мере взросления. Причинами снижения интереса к чтению являются:

  1. Усиление влияния средств массовой информации (телевидение, интернет);
  2. Резкое изменение общественной жизни (число неблагополучных семей возросло);
  3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми;
  4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Сегодня общенациональной задачей образовательной и культурной политики является приобщение к чтению, возрождение интереса к чтению, роста престижности чтения как культурной и личностной ценности.

Если целенаправленно проводит работу по формированию и развитию читательской компетентности, применять разнообразные формы и методы работы, то это будет способствовать повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, повышению техники чтения, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей и природных задатков личности.

 

Банк данных: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/