25.01.2024 г. на базе ГБОУ «СОШ № 7 г. Назрань» прошло тренинговое занятие «Развитие педагогической рефлексии» для педагогов – географов образовательных организаций Республики Ингушетия.

Ответственные за проведение тренинга: педагог ЦНППМ, педагог географии Мержуева М.Ю., учитель географии ГБОУ «СОШ № 7 г. Назрань» Добриева Р.К-С.
Цель тренинга: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности, знакомство с сутью процесса рефлексии; – отработка навыка рефлексии. Каждому участнику предлагается выразить свое представление о происходящем с ним и с группой.
Задачи:
1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;
2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;
3. дать возможность применить полученные знания на практике.

Мержуева М.Ю. открывая тренинг подчеркнула, что проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого.
Мержуева М.Ю. сказала, что с помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других. По исследованию Л. А. Карпенко, рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка, рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог.
Продолжая свое выступление она отметила, что изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Мержуева М.Ю. пояснила, что рефлексивно думать для педагога – значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Важно подчеркнуть, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ученик, но и действия, которые воспитатель предпринимает по отношению к нему. Панораму рефлексии педагога составляют также условия, на фоне которых происходит его взаимодействие с учеником, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс.
Также на тренинге выступила учитель географии ГБОУ «СОШ № 2 с.п. Яндаре» Шанхоева Р. М. Она подчеркнула, что другой аспект профессиональной рефлексии педагога обращен к нему самому как субъекту деятельности.
Как известно, продолжая выступление, сказала Шанхоева Р.М., что воспитатель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег.

Второй участник тренинга учитель географии ГБОУ №СОШ №2 с.п. Яндаре» Зязикова М.М-Г. сказала ,что способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе, основанную на рефлексивных свойствах сознания, может служить критерием в определении уровня профессионализма педагога.
Она сказала, что ориентация на новые ценности динамично развивающегося общества, открытость новому опыту в меняющихся условиях профессиональной деятельности становится профессиональной необходимостью для педагога.

Подводя итог, Мержуева М.Ю. сказала, что следует отметить, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность.
Она подчеркнула, что лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Работа над собой – это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни.

Мержуева М.Ю. пожелала всем участникам тренинга успехов в работе!