13 февраля на базе ЦНППМ прошел семинар: «Обществознание в контексте обновленного ФГОС СОО» для учителей обществознания. На семинаре присутствовали учителя обществознания г. Карабулака- ГБОУ «СОШ № 5 г. Карабулак»- Джагутханова Макка Мовлатгирейевна, ГБОУ “СОШ №6 г. Карабулак”-Тамбиева Хяди Магомедовна. ГБОУ «СОШ № 7 г. Карабулак» -Темурзиева Фариза Магомедовна.

Семинар был организован и проведен методистом ЦНППМ Евлоевой М.Д. 

Цель семинара: Совершенствование профессиональных компетенций слушателей в контексте современных требований, предъявляемых к историк обществоведческому образованию в рамках единого образовательного пространства, определенного обновленным ФГОС ООО и СОО, ФОП ООО и СОО, с целью повышения эффективности изучения учебного предмета «Обществознание».

Задачи:

 -ознакомить с изменениями в ФРП и контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации;

-обмен  опытом и знаниями  с другими участниками семинара.

     Существенным обновлением в работе ОО и педагогов является введение ФОП и ФРП учебных предметов в 2023-2024 учебном году. Преподавание учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования осуществляется в соответствии с ФГОС ООО и ФОП ООО. Количество часов, рекомендованное для изучения учебного предмета «Обществознание», составляет 136 часов: в 6–9 классах по 1 часу (34 часа в год). Цели изучения учебного предмета «Обществознание» отражены в ФРП ООО по обществознанию. Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФОП ООО, а также с учётом федеральной программы воспитания. Содержательные модули охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. В рамках учебного предмета «Обществознание» рекомендуется выделить часы на освоение вопросов финансовой грамотности в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательной организации. Для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания рекомендуется использовать открытые банки заданий. Структура преподавания обществознания в 6–9 классах изменилась (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16. 11.2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»). Содержательные разделы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования в соответствии с ФОП ООО приведены в таблице (обращаем внимание на новое место блока «Право» в структуре обществознания): ФОП ООО чётко закрепляет последовательность изучения и содержание тематических блоков по предмету «Обществознание» в 6–9 классах. Требования ФГОС ООО к результатам освоения и содержание обществознания по разделам в ФОП ООО по обществознанию распределены по классам. Менять их последовательность нельзя, так как это программа непосредственного применения.

С 2023–2024 учебного года преподавание учебного предмета «Обществознание» в 6–10 классах осуществляется в соответствии с требованиями нового ФГОС ООО и ФОП ООО. Обучающиеся 11 классов продолжают осваивать утвержденную ранее в 2022 году рабочую программу по обществознанию, но обязательно приводят ее содержание и планируемые результаты в соответствие с ФОП. В данной рабочей программе планируемые результаты и содержание указаны на уровень, а не по годам обучения.  

Макка Даутовна рассказала, что отличие содержания обществознания на базовом уровне среднего общего образования от содержания углублённого уровня заключается в: изучении нового теоретического материала, рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и разнообразных связях, и отношениях, освоении обучающимися базовых методов социального познания, большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии, расширении и совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.

     Изменение в блоках тем в кодификаторе ОГЭ по обществознанию. БЫЛО – Человек и общество, Сфера духовной культуры, Экономика, Социальная сфера, Сфера политики и социального управления, Право.

СТАЛО-Человек и его социальное окружение. Общество, в котором мы живем. Человек в современном изменяющемся мире. Человек в мире культуры. Человек в экономических отношениях. Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы. Человек в политическом измерении. Гражданин и государство. Человек как участник правовых отношений. Основы российского права. В КИМе ОГЭ по обществознанию -изменений нет.

 В КИМе ЕГЭ- скорректирована формулировка и внесены изменения в систему оценивания выполнения задания 24 (критерий 24.1)

      Макка Даутовна подчеркнула, что на экзамене в 2024 году будет проверяться более глубокое понимание отдельных вопросов, содержащихся во многих темах курса по обществознанию. Отдельное внимание необходимо уделить более подробному изучению устройства российского государства, основных органов власти и их полномочий, основ конституционного строя Российской Федерации. Ученикам 9 класса необходимо еще больше внимания уделить серьезному изучению теории школьного курса по обществознанию, необходимой для успешной сдачи экзамена. Все участники семинара выразили благодарность за организацию и проведение семинара.