25 апреля 2024 г. на базе ЦНППМ прошел семинар «Формирование картографических знаний на уроках истории» с учителями истории образовательных организации Республики Ингушетия.

Цель: формирование у школьников способности к пространственной локализации исторических событий и явлений.

Задачи: уметь проводить атрибуцию карты (схемы), определять события, явления, процессы, которым посвящена карта (схема), соотносить карту (схему) с определенным историческим периодом и т.п., работать с картографической информацией, использовать контекстные знания.

Семинар был организован и проведен педагогом ЦНППМ Тутаевой З. Х. В мероприятии приняли участие учителя Назрановского района – Толдиева М.З. – ГБОУ «СОШ № 1 с.п. Экажево», Тутаева З.Х. – ГБОУ «СОШ № 2 с.п. Барсуки», Добриева Т.М. – ГБОУ «СОШ № 2 с.п. Экажево», Евлоева М..М. – ГБОУ «СОШ с.п. Али-юрт», Куркиева Т. З. – «ООШ с.п. Долаково».

Большое внимание участники семинара уделили особенностям работы с обучающимися 9-11 классов по корректировке знаний с учётом анализа решаемости отдельных заданий ЕГЭ.

Залина Хамурзаевна рассказала, что с целью преодоления существующих дефицитов и выстраивания эффективной стратегии преподавания предмета учителю истории следует ориентироваться на выполнение нескольких основных правил.

Правило первое. С учетом того, что исторические карты являются важнейшим средством наглядного представления исторических событий, без которого у школьников не может осуществиться «локализация» — привязка события к конкретному месту, где оно произошло, учителю необходимо на каждом уроке (независимо от тематики):

  • демонстрировать ту или иную разновидность исторических карт;
  • организовывать какую-либо учебную деятельность учащихся с использованием карт и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников.

Правило второе. Ориентируясь на необходимость соблюдения принципа последовательности в формирования знаний и умений школьников работать с историческими картами, учитель должен планировать свою работу с учетом возрастной специфики учащихся, необходимости постепенного усложнения учебного процесса и нацеленности на достижения учащимися определенных результатов к концу каждого года и этапа обучения. Ведь отраженное в картах содержание предмета от класса к классу все более усложняется, а картографические материалы включают в себя все большее количество условных обозначений. 

На семинаре было использовано мультимедийное оборудование, презентация. Участники выразили благодарность за организацию и проведение мероприятия.