В течении 2020 – 2021 года, в РИ происходило формирование региональной методической системы. В соответствии с Методическими рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (письмо Минпросвещения России № 2163 от 06.07.2021) в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», а также в рамках реализации мероприятий распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста», одним из ключевых звеньев региональной системы научно-методического сопровождения является в региональная (республиканская) методическая служба (РМС).
Традиционно, в виду особенностей системы государственного управления, в Республике Ингушетия отсутствовали муниципальные методические службы, то есть методические организации и отделы в составе муниципальных (местных) органов власти, например, при администрациях городов и сел. Поэтому, Институтом был инициирован процесс создания муниципальных методических служб в составе районных и городских муниципалитетов, предполагавший проведение долгой и масштабной работы – разработку нормативно-правовой базы, пересмотр республиканских субвенций в бюджеты муниципалитетов, разработку типовых положений о муниципальной методической службе и т.д. Данный этап был завершен к декабрю 2020 года.
Итогом данной работы стало наличие районных и городских методических служб, к задачам которых были отнесены отнесены:
1) Обеспечение фасилитации переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
2) Предоставление в ЦНППМ информацию о местной системе ДПО для паспорта ДППО;
3) Обеспечение изучения запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
4) Координацию методической работы и формирование методической инфраструктуры местной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники районных и городских методических служб проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ. Таким образом, наличие районного звена системы РМС устранило разрывов между структурными уровнями регионального сегмента федеральной системы непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования, обеспечением возможности мониторинга работы школьных методических объединений, созданием благоприятных условий для реализации каскадной системы повышения квалификации педагогических работников.
Так же Институтом, были направлялись предложения о возможных вариантах создания в структуре районных управлений образования отделов районной методической службы, такие как создание штатных единиц по должности «методист» в рамках утверждённых лимитов штатной численности районного учреждения управления образованием. Данное решение не потребовало дополнительного финансового обеспечения, так как не влекло за собой увеличение общей численности работников. Этот вариант предполагал:
– замену имеющихся вакантных должностей по штатному расписанию районного управления образования, на штатную единицу «методист»,
– формирование личного состава районных методических отделов на начальном этапе, путем перевода действующих методистов Института, имеющих стаж работы не менее 3-х лет.
Реализация данного плана позволило в кротчайшие сроки создать эффективное районное звена системы РМС, обеспеченное квалифицированными сотрудниками.
Система наставничества функционирует в системе РМС с 2021 года. Наставничество – это особый вид педагогической деятельности, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей (познавательных, психологических, эмоциональных, социальных, духовных, образовательных, профессиональных и др.) которого необходимы мотивирующая обучающая среда, индивидуальная поддержка и сопровождение, характеризующиеся долговременностъю, наличием общего интереса, взаимного уважения и доверия, добровольностью, эмпатией.
Наставничество направлено на реализацию потенциала подопечного в различных образовательных, профессиональных и социальных контекстах на формальной и неформальной основе.
Наставничество в системе образования – разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее – наставляемых), имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или специалистов, назначенных на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставляемый (молодой педагог) – специалист до 35 лет, имеющий трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет, начинающий педагогический работник, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, владеющий профессионально-педагогическими компетенциями. Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, целым набором компетенций и навыков, позволяющих качественно выполнять задачи наставничества.
Положение о формировании методического актива региональных методистов